Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Игорь Зырин

Что такое благочестие?

БлагочестиеМы часто употребляем слово «благочестие», но осознаём ли, что оно значит? Кто такой благочестивый человек? Должно ли благочестие проявляться в одежде, речи, поведении? Расспросили протоиерея Игоря Зырина, настоятеля храма Рождества Богородицы п. Новоэкономическое.

 

От избытка сердца

Благочестие бывает видимым и внутренним. Первое имеет тесную связь с понятием доброго делания. Апостол Иаков пишет, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:26), подразумевая под «делами» благочестивые поступки. Внутреннее благочестие предполагает обуздание себя, когда человек не позволяет страстям обладать его душой и сердцем.

Христос говорил: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Задача христианина — подражать Спасителю, и очевидно, что это невозможно без благочестивой жизни, то есть жизни, основанной на следовании заповедям.

Мне нравятся слова преподобного Серафима Саровского о том, что смысл жизни заключается в стяжании благодати Святого Духа. Потому благочестие — это не то, что делают для выгоды. Добро не делают с целью, что Господь за него воздаст. Благочестие не может быть основано на потребительском подходе. Неслучайно Спаситель говорит, что «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Чем сердце наполнено — то из него и исходит. Благочестие — это проявление духовного состояния человека. Если он достигает благодати Духа Святого или, по крайней мере, стремится к ней, это проявляется в делании добрых дел.

С другой стороны, благочестивая жизнь нужна для того, чтобы не потерять ту благодать, которую Бог даёт человеку. Почему нельзя грешить? Потому, что грех — это противоположность добродетели, и грешник вредит не только другим людям, но прежде всего своей душе. Он теряет спокойствие, духовное равновесие и в итоге — Самого Бога.

Благочестие проявляется в добродетелях. Мы не можем воздать Богу за то, что Он для нас сделал, но добрые дела и благочестивая жизнь — это наша попытка хоть немного отблагодарить Его за спасительную Жертву.

 

Проявляется ли благочестие внешне?

Спаситель говорил по поводу одного из проявлений благочестия — поста: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. <…> А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18). В иудейском обществе была такая традиция — пафосно демонстрировать своё благочестие. Человек, читавший Евангелие, понимает, что оно проявляется в другом. Спаситель учит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

Если человек благочестив, он не сделает подлости, не ответит злом на зло, не будет унылым. Он не станет изображать благочестие внешне: ходить без улыбки, строго, с опущенными глазами. Христианин, живущий в миру, должен быть радостным и нести радость другим людям. Существует странное заблуждение, что благочестивый человек не должен проявлять эмоций — конечно, это не так. Он может радоваться и грустить, смеяться и плакать — но не может быть подлым водителем маршрутки, крикливым поваром, грубым кассиром. Он будет нести добро, позитив, искренность. Не позволит себе над кем-то посмеяться, кого-то унизить или осудить, не будет поддерживать недостойные разговоры, не станет напиваться. Он не может причинить кому-то вред или создать неловкую ситуацию. Быть благочестивым — это значит жить так, чтобы люди задумывались: откуда в нём этот свет? Наша задача — вести себя по-христиански, а не по-христиански выглядеть.

Помню, как приехал причащать одного человека в больницу. Вокруг лежали другие пациенты, и я спросил его жену, подготовился ли муж к таинству. «Как он может подготовиться, если вокруг одни бесы?» — задала встречный вопрос она, имея в виду, что окружающие их люди не были воцерковлены. Представляете, это христианка так говорила о ближних! Конечно, это не имеет никакого отношения к благочестию, та женщина проявила нечто совершенно противоположное.

Некоторые считают, что благочестие должно проявляться во внешнем виде: закрытой одежде, бороде у мужчин, длинной косе у женщин и тому подобном. Знаю, что есть любители ходить в рваном или даже грязном. Я не считаю такой подход верным. Думаю, что образцом подражания для христиан всегда были Спаситель, Богородица, святые. Если посмотреть на их изображения на иконах, то мы никогда не увидим неопрятности. Более того: на образах подвижников, которые жили в миру, как правило, нет длинных бород и волос. Вообще, длинная борода имеет отношение скорее к традициям, чем к благочестию. Священники носят бороду в воспоминание о том, что её носил Христос и апостолы. От мирян-мужчин никто отращивания бороды не требует, так же как и постоянного ношения платков — от женщин. Что касается одежды, то никакого особого регламента у христиан нет, разве что не стоит позволять себе излишне открытые и соблазнительные вещи, что, конечно, понятно любому воцерковлённому человеку.

 

Проявляется ли благочестие в речи?

Помню, в юности я как-то встретил прихожанок нашего храма и поздоровался: «Добрый вечер!» Пауза, замешательство — и одна ответила: «Со средой!» Многие верующие люди очень любят использовать в речи различные благочестивые выражения, например, «спаси Господи», «со святой средой» и так далее. На мой взгляд, их вполне можно заменить обычными вежливыми фразами. Выражение «спаси Господи» вообще неверно построено, потому что по сути это краткая молитва, обращённая к Богу — «Спаси, Господи!» Благодарность же лучше выражать словами «спаси Господь» или «спаси тебя Господь».

Есть множество вариантов, которые можно использовать в повседневной жизни: «благодарю», «доброго дня», «здравствуйте», «приношу благодарность» и так далее. Почему их игнорируют — непонятно, тем более, даже апостолы использовали их — обратите внимание, когда будете читать Новый Завет.

Традиция поздравлять с днём недели — со средой или пятницей — тоже вызывает вопросы. Когда поздравляют с воскресным днём — понятно, потому что воскресенье — это малая Пасха. А вспоминать обычные дни недели при приветствии не обязательно. То же касается и слов «со святым вечером». Если разобраться, то святой вечер бывает только раз в году — накануне Рождества. Так почему не приветствовать друг друга выражением «добрый вечер»? Я не против, когда упомянутые конструкции используют, но будет замечательно, если благочестивые люди начнут осознавать, что и зачем они говорят.

Ещё вспоминается ситуация, когда я, только начиная свой путь в вере, протянул руку для приветствия прихожанину нашего храма, на что тот ответил: «Мы не должны здороваться за руку». Почему так — не понимаю до сих пор. Не здороваются за руку в храме — ради того, чтобы не отвлекать друг друга от молитвы, а на улице почему бы не подать руку в знак уважения? С давних времён это жест дружелюбия, демонстрирующий, что в руках у человека нет оружия. Это этикет приветствия, не имеющий отношения к благочестию.

Я думаю, что между людьми прежде всего должны быть мир и любовь. Если же наше «благочестие» отталкивает от нас ближних, то это показатель не веры, а фарисейства.

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100