Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Архимандрит Паисий (Шинкарёв): Наша задача — воспитать настоящего человека

Архимандрит Паисий (Шинкарёв)25 апреля 2018 года на базе ОШ № 41 г. Горловки прошёл Первый Пасхальный образовательный форум «Формирование морально-этических ценностей при обучении и воспитании подрастающего поколения средствами курсов духовной направленности», организованный епархиальным отделом религиозного образования и катехизации. Глава миссионерского отдела епархии архимандрит Паисий (Шинкарёв) выступил на нём с докладом, посвящённым воспитанию современного человека.

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, братья и сестры, Христос воскресе! Наполненные пасхальной радостью, с этим приветствием как основой своей проповеди апостолы шли в разные уголки нашего мира, чтобы везде и всюду возвестить благую весть — Евангелие и то учение, те новые нравственные нормы, которые принёс в этот мир сам Воплотившийся Бог.

Шли в мир, который был просвещён различными философскими учениями, в первую очередь, о человеке. Возвышали свой голос и в афинском ареопаге, где стоики и эпикурейцы всё спорили о границах дозволенного человеку, границах нравственности, где по улицам несколькими веками ранее ходил Диоген и со светильником в руках при свете дня искал человека. Вот туда-то, а позже и на наши земли, несли они проповедь о Том, Кто показал пример подлинного человечества.

Именно воспитание настоящего человека, который призван быть подобием Божества, и ставит как цель христианская нравственность. Многие поколения воспитывались на нравственных идеалах Евангелия, образы нравственных богатырей приобретали былинные герои. Потом пришла к власти горстка людей, решивших сломать столпы, на которых зиждились эти идеалы. Они получили довольно неожиданный результат, который мы с вами наблюдали в прошлые десятилетия и продолжаем наблюдать сейчас. Борясь с религией, советская власть добилась не того, что общество стало обезбоженным, а того, что оно стало обесчеловеченным.

Мы видим результаты борьбы с нравственностью: бесчеловечность, равнодушие к страданиям других, нежелание помочь, поделиться, пойти навстречу, эгоцентризм и эгоизм приобретают поистине вселенские масштабы. Всё труднее в пустыне современного мира встретить человека. Нравственные нормы, заповеди, как оказалось, — не забор, за которым от нас что-то скрывают, а ограждение от пропасти, куда мы сейчас летим.

Мы призваны усвоить трудные уроки минувшего века. И главный урок, который должен быть вынесен нами, заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога.

Важным фактором противодействия античеловеческой идеологии может и должно стать религиозное образование. Мы ратуем за расширение преподавания религии в школах не потому что всех хотим обратить в православие. Каждый и взрослый, и ребёнок имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Речь идёт о воспитании в ребёнке нравственных ориентиров, чтобы он хотя бы имел представление о том, что есть альтернатива той жизни, к которой его подводит общество посредством телешоу, фильмов, СМИ и разного рода пропаганды.

Для нашего народа это становится не только вопросом благополучия, но и вопросом выживания. Милосердие, сострадание, совестливость, целомудрие необходимо воспитывать с раннего детства.

Религиозное образование, кроме того, может стать надёжным заслоном от идеологии нравственной вседозволенности, которая активно проникает к нам с Запада. У людей не остаётся ничего святого, однополые сожительства законом приравниваются к брачному союзу, легализуется эвтаназия как удобный способ избавиться от лишних людей, будь то больные или престарелые. В этом невозможно не увидеть глубокую нравственную болезнь западного общества.

Религиозное образование способствует укреплению института семьи, повышению рождаемости. Сегодня больше половины из заключённых браков распадаются. Примерно столько же пар проживают в так называемом «гражданском браке», не обременяя себя какими-либо правовыми и социальными обязательствами. Супружеские измены затрагивают огромное количество семей. Крушение института семьи — трагедия для любой страны и цивилизации.

Церковь выступает за святость человеческой жизни с момента зачатия до естественной смерти. Подчеркну, Церковь не вмешивается в дела государства, в систему образования, не предлагает свою собственную пропаганду социальных преобразований. Иисус Христос не был социальным реформатором. Ни Он, ни Его апостолы не оспаривали существование в их времена различных государственных институтов, не призывали к достижению тех или иных целей в политической сфере. Христос призывал Своих учеников быть «солью земли» и «светом мира», преображая его добрыми делами (Мф. 5:13-16). Именно этим, а не борьбой за политические права и свободы всегда занималась Церковь.

Русский философ и историк Лев Карсавин писал: «Церковь не чертит политической программы и не даёт конкретных указаний: какой политический и социальный строй нужен, как кто должен поступить в данном случае. Это всё — дело человеческой свободы. Церковь лишь воспитывает и просветляет совесть для того, чтобы человек мог воспользоваться своею свободою по-христиански». Но ответственность за то направление, за тот курс, по которому будут воспитываться, а в дальнейшем и жить современные дети, современная студенческая молодёжь, полностью лежит на нас.

Какой нравственный ориентир выберет для себя сегодняшний ребёнок или студент? Не пострадаем ли мы сами от этого? Найдём ли мы человека среди людской толпы через десять-двадцать лет или вернёмся с зажжёнными светильниками в своих руках средь бела дня ни с чем — это сегодня зависит полностью от нас. Спасибо за внимание!

Цитата дня

«

Когда нам делают добро, признательность требует помнить его; а когда делают зло, любовь побуждает забывать его.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100