Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

02 августа 2013 г.

О пророческом служении Церкви

2 августа, в день памяти святого пророка Илии, епископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную Литургию в Ильинском храме Константиновки. По окончании литургии владыка обратился к присутствующим с архипастырским словом:

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Пророк Илия — человек удивительной силы духа и огромной веры, которого Господь избрал на очень непростое служение — служение пророческое. Человек, имя которого упоминается как в книге Ветхого Завета, так и в Новом Завете, и о чьём имени мы услышим перед вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа, о чём предсказывает нам книга Откровения.

Служение пророческое — особое. Представьте себе людей, которым от Бога дан закон для их жизни. Вокруг — множество народов, которые живут совсем по другим законам и правилам, которые не признают и не чтут Истинного Бога. И постепенно, через общение с соседними народами, эти языческие обычаи входят и в жизнь избранного народа.

Общаясь друг с другом, люди перенимают чужие навыки и привычки. Есть такая поговорка: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». И когда духовное состояние народа достигло критического момента, Господь послал особых людей, которые именовались пророками. Они имели глубокую веру, были тверды и словом, и делом, и духом. Их слово не расходилось с делом, их жизнь свидетельствовала об их вере. Этим людям Господь поручал идти к Своему народу и указывать на его ошибки и заблуждения.

Как окончили свою земную жизнь пророки? Пророк Илия был живым взят на Небо. Но сколько раз Господь спасал его от смерти! Пророкам приходилось идти к своим соплеменникам и говорить им правду, называя вещи своими именами. Говорить им о том, что они нарушили все законы и все правила, что они оставили веру своих отцов и живут нечестиво, поступая не по правде и не по заповедям Божиим. О том, что они разрушают свою жизнь и будущее своего народа, потому что без веры в Бога и без исполнения заповедей Божиих у народа нет будущего.

За это им не говорили «спасибо». За это их убивали. Как окончили свою жизнь апостолы? Мы помним, как Спаситель, обращаясь к иудеям, говорил: «Кого из пророков не убили отцы ваши?» Как поступили с Самим Спасителем? Как поступили с Иоанном Предтечей и апостолами? Но избранники Божии этого не боялись. Они не боялись несмотря ни на что свидетельствовать о правде и отдать жизнь за эту правду.

Кто сегодня несёт это пророческое служение? Его несёт Церковь. И через Церковь Господь возвещает нам Свою Истину. Не всегда мы, церковные служители и просто христиане, бываем достойны этой Истины. Но то, что Церковь проповедует уже две тысячи лет, и является Её пророческим служением. Она возвещает нам об Истине и вечной жизни, о том, какими мы должны быть, к чему идти, как мы должны поступать со своими ближними, относиться друг к другу, и что мы должны ставить в своей жизни на первое место, а что — на второе. И Церкви сегодня тоже приходится претерпевать за это. Сегодня нельзя просто взять и убить, как убивали когда-то пророков — но сегодня есть клевета и неправда.

В Священном Писании рассказывается об отце и трёх сыновьях. Когда отец, не зная, как действует вино, выпил его много и лежал нагим, два сына подошли и покрыли его наготу, а третий посмеялся и пошёл рассказать другим. Этот грех сегодня многие совершают по отношению к Церкви. Свои смеются над своими, унижают и поносят своих. Свои не помогают друг другу, а, наоборот, подставляют друг другу ногу.

Меня очень пугает, когда человек рассказывает о том, что он в эту церковь ходит потому, что ему здесь комфортно, хорошо, у него здесь душа отдыхает, а в ту, другую он не пойдёт, потому что там священник злой. А выясняется, что священник там не злой, что он просто сказал человеку правду. О том, что ему нельзя бросать свою жену и заниматься блудом, нельзя быть алкоголиком, нарушать пост или пропускать воскресную службу. Священник оказался плохим, потому что сделал замечание.

Пророческое служение Церкви, когда она указывает нам на наши недостатки — не для того, чтобы нас унизить, обидеть, наказать, но чтобы помочь нам исправиться — многие люди воспринимают как личную обиду, да ещё потом начинают за это мстить: клевещут, восстают, осуждают.

Время сейчас непростое, но никогда в нашей жизни и в истории Церкви не было простых времён. И если мы приходим в Церковь для того, чтобы нам было комфортно, как многие говорят, то мы совершаем ошибку. В Церковь нужно приходить не для комфорта, а для того, чтобы покаяться, чтобы изменилась твоя жизнь. Чтобы из того, какой ты есть сегодня, ты стал другим. А покаяние и изменение — это всегда очень болезненный процесс, это всегда непросто.

Когда ты начнёшь не с других, требуя, чтобы они изменились, а с себя, меняя самого себя, искореняя свои греховные привычки, ты увидишь, что это очень тяжело. Но Господь помогает человеку. Это не невозможно. Люди меняются, приходя в Церковь, и становятся другими. И когда мы идём в храм, мы не должны думать о том, а комфортно ли нам здесь. Ищем ли мы комфорта, чтобы нам никто не указывал на то, какие мы есть, или хотим спасти свои души?

Если мы приходим в больницу, и видя, что мы больны, и врач будет нас успокаивать, говоря: «Ты здоров, у тебя всё нормально. Приходи завтра ещё, я тебе то же самое скажу», — будет ли он хорошим врачом? Врач иногда сознательно делает больно, и даже отрезает руку или ногу, чтобы спасти человеку жизнь.

Идя в храм, мы должны идти на битву, на подвиг, на борьбу со своими страстями — не с другими людьми, потому что другие приходят сюда такими же, как и мы, со своими грехами и недостатками. Мы должны идти на подвиг, на труд, для того чтобы наша жизнь преобразилась и стала другой. А вместо этого мы заводим разговоры о том, что эта церковь хорошая, а эта плохая, эта благодатная, а эта безблагодатная, сюда я пойду, здесь меня обнимают и привечают, а сюда не пойду, здесь мне замечание сделали. Если искать церковь по такому признаку, то уж лучше пойти на стадион футбол посмотреть. Там вас и усадят на ваше место, и воды холодной нальют. А в церковь люди идут за другим. Они идут бороться за свою душу, идут очиститься от греха, стать лучше.

Если человек приходит в спортзал, его тренер не жалеет, а заставляет делать упражнения. И когда человек приходит в церковь, его тоже нужно заставлять что-то делать. Если всё время жалеть, ничего не получится. Это не значит, что пастырь, священник должен становиться надсмотрщиком или тренером, который тренирует своих прихожан. Он должен быть любящим отцом.

Приходя в храм, мы должны настраивать себя на труд и подвиг, а не на расслабление и духовную леность. Это то пророческое служение, которое Церковь будет нести до скончания века. Она будет грех называть грехом, неправду называть неправдой, на белое будет говорить «белое», а на чёрное — «чёрное», что бы ни происходило за её порогом. Иначе мы перестанем быть теми, кем призвал нас быть Господь. Он призвал нас свидетельствовать об Истине, служить Ему и проповедовать Его Слово, Его волю и Его заповеди всем народам и каждому человеку — словом, делом и примером.

Каждый христианин должен нести это пророческое служение, где бы он ни находился. Потому что Церковь — это не только наше собрание в стенах храма. Выходя за церковную ограду после богослужения, мы не перестаём быть членами Церкви, и наше пророческое служение не прекращается. Если мы не умеем разговаривать с людьми, если мы ссоримся и подаём другой пример, то мы разрушаем пророческое служение, к которому Господь призывает каждого члена Церкви. Проповедовать нужно не словами, а добрым примером жизни, кротостью, смирением, скромностью и любовью. Это то, чего не хватает нам, и без чего наши слова не будут иметь никакой силы.

Пусть в наших сердцах не оскудеет желание подвига, ревности, служения Богу и любви к Нему молитвами святого пророка Божия Илии, который был великим ревнителем и служителем Божиим, и ныне перед Престолом Божиим молится о всех нас, и который не окончил своего служения, но продолжит его перед пришествием Христовым, обращаясь к тем, кто способен будет принять его слово, покаяться и изменить свою жизнь.

Цитата дня

«

Смирение — это то, что делает диавола калекой.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100